29 мая 2015 года председатель правительства России Д.А. Медведев подписал распоряжение, утверждающее «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия воспитания разработана во исполнение «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», о предыдущих действиях во исполнение этой стратегии мы писали ранее.
Если в стратегии действий в интересах детей многодетные упоминались в разделе проблем: «Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях», в разделе анализа ситуации: «Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей», то в стратегии воспитания многодетные упоминаются в разделе основных направлений воспитания: «повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей», «популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных».
То есть, согласно стратегии воспитания, детей нужно воспитывать так, чтобы повышался социальный статус и общественный престиж многодетности. Воспитание в многодетной семье называется лучшим опытом воспитания детей в семье.
В самом первом абзаце стратегии воспитания говорится о приоритетной задаче, другими словами о цели воспитания: «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».
Здесь же, в официальном документе, эти ценности перечислены: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».
Раздел основных направлений развития воспитания включает в себя два подраздела: «Развитие социальных институтов воспитания» и «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций».
В первом подразделе говорится, что поддержка семейного воспитания включает:
- «содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами»,
- «поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ»,
- «возрождение значимости больших многопоколенных семей».
Во втором подразделе говорится, что гражданское воспитание включает:
- «развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности»,
- «формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям».
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счёт:
- «развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия)»,
- «формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра»,
- «развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам»,
- «расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно — нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами»,
- «содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов».
Среди ожидаемых результатов реализации стратегия воспитания упоминает:
- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
- снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений.